Небольшая справка про анархизм.
Пример анархического устройства (не в вульгарном смысле, а в том, о котором выше написал Никита) – это сосуществование друг с другом различных государств. Каждое государство живёт по своим внутренним правилам, тем не менее им приходится находить общий язык и договариваться о правилах жизни с другими государствами. В этих отношениях нет иерархии, они представляют собой сетевые договорные отношения, в непрерывном динамическом изменении.
Это один из основных принципов анархизма, как мировоззрения. То есть, фактически, анархизм в его практическом применении, это не буквальное прочтение слова (безвластие), а скорее власть договора равных, а не власть в иерархии, где более сильные диктуют правила более слабым.
Разумеется, никакая система не может быть идеальной, поэтому если мы говорим об удачной реализации, важно понимать, что удачная реализация – это не идеальная реализация, а просто работающая реализация. Пока что мы видим, что система эта работает на протяжении истории человечества, как минимум с тех пор, пока существуют государства. Работает с регулярными неизбежными сбоями – кровопролитными войнами и переделкой территорий и прочих ресурсов.
Также, разумеется, в реальности государства не равны по силе и весу, поэтому маленькие и слабые государства стремятся заключать союзы друг с другом и с сильными, однако всё это часть процесса реализации принципов сетевой анархической договорённости.
Два других неидеальных, но успешных анархических проекта существуют лишь в информационном пространстве. Первый – это Википедия, в которой информация не принадлежит никому и нет высшей инстанции, которая контролировала бы эту информацию. Второй – это собственно интернет, который не принадлежит никому и принадлежит всем одновременно. Все же правила сосуществования в нём, устанавливаются участниками в нескончаемом процессе переговоров, договоров и новых переговоров.
В отдельных же государствах, анархические принципы реализуются лишь частично на разных уровнях самоуправления, а также на уровне взаимодействия независимых ветвей власти, в тех государствах, где они есть, разумеется.
-- Валерий Веряскин
Comments (1)
В международных отношениях существует ровно такое же право сильного, как и во внутренних делах. Просто иерархия выходит негласная и не такая железобетонная. И да, войны и переделки территорий это не сбои - это неизбежное следствие этого "квази-равенства", потому как конфликты интересов возникают неизбежно, а железобетонного способа их разрешения, который уважался бы всеми сторонами - нет.