По следам разговоров о всяких ларьках, мобильных торговых точках и теточной торговле. Активисты утверждают, что все это уродует город, поэтому нужно запретить и вообще отрегулировать, а власти, следуя наказу горожан в лице этих самых активистов, охотно эту самую торговлю прессуют (собственно, охотно прессовать - единственное, что власти любят и умеют делать). По этому поводу имею, в порядке ликбеза, сообщить следующее.
Конечно, ларьки - не самая красивая на свете архитектура.
Конечно, теточная торговля чем попало с лотков, ящиков и фанерных прилавков - не самое выдающее достижение логистики и учения об эффективных продажах. И кто б спорил, что не всегда приятно обходить ряды кофе- и шаурмомобилей.
Но если все перечисленное и в самом деле так ужасно, то почему оно существует, почему нужны какие-то специальные усилия, чтобы это безобразие прекратить?
Ответ тривиален: оно существует потому, что люди голосуют своими деньгами за то, чтобы оно существовало именно сейчас, именно здесь, именно с этим товаром. Люди платят свои собственные деньги за то, чтобы оно было у этой станции метро, в этом парке, на этом перекрестке.
Теточная торговля доставляет нужный товар в нужное место по нужной цене. Вовремя. Если это не получается, тетка со своим товаром ищет другое место - к выгоде и удовольствию потребителей. Ларьки продают нужный товар в нужном месте по нужной цене. Вовремя. Там, где это не получается, ларьков нет.
Кофе- и всякие другие -мобили подвозят свой товар туда, где это нужно, по той цене, которая устраивает потребителей и да, опять вовремя.
Активисты-борцы со всем этим - враги потребителей. Да-да, я понимаю, они хотят красивую городскую среду. Я ее тоже хочу - кто сомневается, может заглянуть прямо тут в мои гулятельные фотоальбомы. Но я почему-то не требую, чтобы кофемашина уехала, потому что она мешает мне сфотографировать вот эту завитушку на вот этом доме. Отлично. Вопрос в том, за чей счет они хотят эту красивую среду. Что они предлагают потребителям, у которых отнимут товар, доставленный куда надо, когда надо и по нужной потребителю цене? Почему они бегут со своими жалобами прямо к властям, т.е., к людям, которые вообще ничего не создают, но имеют право принуждать? Почему, раз они такие активисты, они не ведут активную разъяснительную деятельность среди пользователей всей этой стихийной торговли? Почему не уговаривают бабушку с пучками укропа начать, наконец, промышленное производство укропа с поставкой во все сетевые супермаркеты на собственной машине, гарантирующей надлежащие условия перевозки овощной продукции?
Теперь собственно ликбез.
- Никакая коммерческая деятельность на свободном рынке не существует в заметных количествах и заметное время, если не одобряется потребителями.
- Спрос на бесплатное благо в вещной форме ограничен только количеством этого блага. Спрос на нематериальное благо не ограничен ничем.
- Люди, называющие себя защитниками городской среды - безусловные сторонники убиения всего живого и регламентации всего сущего. Их аргументация помогает всяким лужковым-собяниным-кличкам-назовитесами получать долю от более крупного торгового бизнеса, а крупному торговому бизнесу тоже нужно место, так что пусть не удивляются, когда на очищенном от "стихийной торговли" вдруг окажется не любимый детными мамашами парк, а новый торговый центр.
- Аргументация "мы повысим туристическую привлекательность" - это аргументация "отнять у этих и дать тем". Сторонники этой аргументации обычно не создают ценностей, за которую бы кто-то что-то добровольно уплатил, и все мы хорошо знаем, куда ведут аргументы этого типа.
- Ничего не меняет и тот (несомненный, я проверял) факт, что речь т.н. активистов не похожа на речь П.П.Шарикова, что они образованы и в частной жизни зачастую - отличные, доброжелательные, честные и отзывчивые люди. Их активистская деятельность все равно нечестна, ведет к насилию и обеднению и, в конечном счете, разрушительна.
На сегодня у меня все. Схожу шаурмы поем и какавы попью.