Решил сделать репост. А делается пока что он вот так, ответом с цитированием (Reply...
в меню поста).
Reply to the post by @lamed:
...Между тем положение дел становится все хуже, и, наконец, народ начинает обращать внимание не на средства к исправлению зла (он не так скоро доходит до этого), но только на существование зла. Править так приятно, что всякий стремится приобрести власть. Соответственно никогда не бывает недостатка в демагогах, которые постоянно говорят народу: «Мы видим твои страдания и сожалеем о тебе. Если бы мы управляли тобой, то дела пошли бы иначе».
Этот период, обычно довольно продолжительный по времени, характеризуется восстаниями и вторжениями. Если страна подвергается завоеванию, то военные расходы добавляются к налоговому бремени. В стране‑завоевателе правительство переходит в другие руки, и злоупотребления продолжаются. Этот период продолжается до тех пор, пока народ не научится, наконец, сам распознавать свои истинные выгоды. С какой бы стороны мы ни рассматривали этот вопрос, мы всегда приходим к одному и тому же заключению: единственное лекарство — поступательное просвещение общественного мнения.
Некоторые народы, по‑видимому, особенно предрасположены к тому, чтобы делаться жертвой грабежа со стороны правительства , а именно те из них, которые, нисколько не заботясь о собственном достоинстве и не имея никакой энергии, считают себя обреченными на погибель, если каждым их шагом не управляют в мельчайших деталях.
Путешествовав не очень много, я видел, однако, страны, где думают, что земледелие не может сделать никаких успехов, если правительство не будет со держать за свой счет образцовых ферм; что лошади скоро вовсе исчезнут, если не будет принадлежащих правительству конных заводов; что отцы не будут воспитывать детей или станут внушать им безнравственные правила, если правительство не решит, чему следует учить, не укажет им программы и пр., и пр.
В таких странах революции могут следовать одна за другой, одно правительство будет сменяться другим, но народом все равно будут править по усмотрению и милости правителя (ибо склонность, которую я в настоящий момент обсуждаю, это именно тот строительный материал, из которого состоит правительство); и все это будет продолжаться до тех пор, пока, наконец, народ не убедится в том, что гораздо выгоднее относить возможно большее число услуг к разряду тех, которые обмениваются заинтересованными сторонами и по ценам, устанавливаемым в свободных переговорах.
Фредерик Бастиа, "Экономические софизмы", 1848