Обычный человек местами совершенен: как он замечательно заживляет свои раны, переваривает пищу, да просто дышит — короче все, что он делает бессознательно. Но как только он «думает», обычно ой. Мы сразу в зоне дикого риска.
Как правило, люди имеют довольно дикие представления о том, чем не заняты непосредственно. Если человек по работе обращается со штуковиной А и колдобиной Б, он эксперт только про них. При этом уверенность суждений в области этики, политики, культуры, экономики таковы, будто это зона родных штуковины и колдобины.
Под «мышлением» обычно понимается перебор усвоенных из внешней среды мемов (в широком смысле этого слова), а его итогом — остановка на том, который сейчас наиболее приятен, по тысяче причин. «Я подумал» обычно означает «мне в ухо или в глаз влетела какая-то фигня, мне с ней норм, ща тебе ее повторю».
Это все общие места, а вот сейчас скажу странное. По своему это немыслие выступает как рациональная стратегия, не в смысле «рефлексивная», а в смысле «оптимальная». Нет резона напрягаться в тех областях, где результат мышления не вернется к тебе непосредственно. Думай, как тебе приятно, и не парься. В работе так не получится, и экспертиза там поневоле нарастает. А где она не участвует в выживании и отборе, с чего бы ей там быть?
И вот это, кстати, одна из причин выводить людей из под патерналистского колпака. Если траектория и условия твоей жизни расчерчены за тебя добрым (или злым, тут неважно) дядей, все твое мировоззрение — факультативная погремушка. Думай так, думай эдак — чем бы дитя не тешилось, будущее определят те, кому положено. И это будущее будет плюс-минус общим на всех.
Короче, либо судьбы людей предельно кастомны, и мышление по общим вопросам определит тебе личный путь, либо... вот эта хрень, когда быть идиотом в общих вопросах — разумная стратегия.
-- Alexandr Silaev