давайте, чтобы не путаться, разберемся в "коллективизме"
"Коллективизм", как основа целого набора идеологий, которые поэтому называются "коллективистскими", основан на а) произвольном определении границ и участников коллектива, б) последующей претензии на "высшесть" или "низшесть" членов такого коллектива, часто принимает форму противопоставления "плохого" коллектива "хорошему", в) невозможности для членов "плохого" коллектива выйти или отказаться от членства (еврей?- газовая камера)
Важно понимать, что четких рамок коллектива в коллективизме не существует, точнее они есть только в голове говорящего. Поэтому коллективы с четко очерченными рамками (акционерные общества и т.п.) не могут использоваться в качестве примеров при рассмотрении коллективизма.
Примеры
Говорящий: "все аристократы - козлы". Убивают всех аристократов, конфискуют их майно.
Говорящий: "все буржуины - козлы"(все пролетарии - молодцы). Убивают буржуинов, конфискуют их майно, пролетарии в государствах победившего социализма получают привилегии.
Говорящий: "все евреи" - козлы (все члены арийской расы - молодцы), Убивают евреев, конфискуют их майно, члены арийской расы получают привелегии.
Говорящий: "Все белые - козлы" (все цветные - молодцы) Убивают где могут белых, где не могут - дискриминируют (цветные получают привелегии)
Говорящий: "Все мужчины - козлы" (все женщины - молодцы). Пока не убивают, а просто дискриминируют мужчин, женщины получают привилегии.Как видим, главной фигурой в коллективизме является не коллектив, а говорящий. Он получает большинство плюшек от конфликта, он усиливает свою власть (поскольку разделяет подвластных), он решает спорные вопросы (кого считать евреем, а кого - нет) и так далее. Поэтому общества, в которых доминирует коллективизм - это жесткие иерархии. И наоборот - чем больше власть государства, тем больше оно будет прибегать к коллективизму для сохранения и упрочения своей власти.
Опасность конкретного проявления коллективизма определяется тем, откуда он исходит, кто является "говорящим".
Частный коллективизм (частная дискриминация) не представляет угрозы, поскольку все издержки ложатся на говорящего. Человек, который не допускает черных или арабов в свой магазин, руководствуясь тезисами "все черные - бандиты, а все арабы - террористы" сам отвечает за последствия своего решения, например, через падение прибыли.
Когда "говорящий" является государством или его личинкой (активистом), последствия могут быть ужасающими, ибо государство не несет издержек за свою деятельность.
Важно понимать, что "коллективизм", несмотря на свое название, - это не о коллективном, а об индивидуальном. Это о суждении о конкретном человеке на основании неких вторичных признаков - расы, пола, цвета волос и т.п.
Индивидуализм предполагает суждение о человеке на основе его действий и репутации. Коллективизм - на основе признаков, которые объединяют его с другими людьми (коллективом)
В жизни большинство из нас использует элементы коллективизма при общении, так как они облегчают выбор. Но при более плотном общении, опять-таки, большинство из нас легко отказываются от коллективистских предрассудков, если они не подтверждаются делами конкретного человека. Например "я опасался общаться с ним, потому, что он мент, но потом оказалось, что он хороший человек" (история почти невероятная, но все же...)
-- Volodymyr Zolotorov